Эвольвентным зубчатым колесом называют звено зубчатого механизма,
снабженное замкнутой системой зубьев. При проектировании зубчатого колеса
вначале нужно определить его число зубьев z,
а затем определить параметры зубьев. Для этого нужно произвольную окружность
колеса ry разделить на z частей, каждая из которых
называется окружным шагом py.
2*p
* ry = py*
z => 2* ry = (py/p )* z = my*
z = dy ,
где my=
py /p
= dy / z
- модуль зацепления по окружности произвольного радиуса.
Модулем зацепления называется линейная величина
в π раз меньшая окружного шага или отношение
шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к π.
В зависимости от окружности по которой определен
модуль различают делительный, основной, начальный. Для косозубых колес еще и
нормальный, торцевой и осевой модули. В ряде стран используется величина
обратная модулю, которая называется питчем. Питч (диаметральный) - число
зубьев колеса, приходящееся на дюйм диаметра. Исходя из
этого модуль можно определить как число милиметров
диаметра, приходящееся на один зуб. На колесе можно провести бесчисленное
число окружностей на каждой из которых
будет свой модуль. Для ограничения этого числа ГОСТом введен стандартный ряд
модулей. Стандартной модуль определяется по окружности называемой делительной.
Точнее делительной называется такая окружность зубчатого колеса, на
которой модуль и шаг принимают стандартное значение. Окружным
шагом или шагом называется расстояние по дуге окружности между одноименными
точками профилей соседних зубьев (под одноименными понимаются правые или левые
профили зуба). Угловой шаг t - центральный угол соответствующий дуге p
- окружному шагу по делительной окружности.
Примечание: Согласно ГОСТ основные элементы зубчатого колеса
обозначаются по следующим правилам: линейные величины - строчными буквами
латинского алфавита, угловые - греческими буками; установлены индексы для
величин :
Для параметров зубчатого колеса справедливы
следующие соотношения
-
диаметр окружности произвольного радиуса,
-
диаметр делительной окружности,
-
шаг по окружности произвольного радиуса,
-
шаг по делительной окружности,
где α -
угол профиля на делительной окружности,
αy -
угол профиля на окружности произвольного радиуса.
Углом профиля называется острый угол между
касательной к профилю в данной
точки и радиусом - вектором, проведенным в данную точку из центра колеса.
Шаг колеса делится на толщину зуба sy и
ширину впадины ey .
Толщина зуба sy -
расстояние по дуге окружности ry
между разноименными точками профилей зуба. Ширина впадины ey - расстояние по дуге
окружности ry между
разноименными точками профилей соседних зубьев.
На основной окружности αb=>
0 и cos αb=> 1, тогда
В зависимости от соотношения между толщиной
зуба и шириной впадины на делительной окружности зубчатые колеса делятся на:
нулевые s = e = π * m / 2 , D = 0;
положительные s
> e , =>∆ > 0;
отрицательные s
< e , => ∆ < 0;
где ∆ - коэффициент изменения
толщины зуба (отношение приращения толщины зуба к модулю). Тогда толщину зуба
по делительной окружности можно записать
Более подробно познакомиться с основными
определениями и расчетными зависимостями можно в литературе и в ГОСТ 16530-83.
|
Толщина зуба по дуге делительной окружности
Угловая толщина зуба по окружности
произвольного радиуса из схемы на рис. 11.2
Подставляя в формулу угловой толщины эти
зависимости, получим
или
Существует множество вариантов изготовления
зубчатых колес. В их основу положены два принципиально отличных метода:
Из вариантов изготовления по способу
копирования можно отметить:
Из вариантов изготовления по способу огибания наибольшее распространение имеют:
Для сокращения номенклатуры режущего
инструмента стандарт устанавливает нормативный ряд модулей и определенные
соотношения между размерами элементов зуба. Эти соотношения определяются:
Рис.12.3 |
По ГОСТ 13755-81 значения параметров
исходного контура должны быть следующими:
Исходный производящий контур отличается от
исходного высотой зуба h0 = 2.5m.
Исходный и исходный производящий контуры
образуют между собой конруентную пару (рис. 12.3),
т.е. один заполняет другой как отливка заполняет
заготовку (с радиальным зазором с *m
в зоне прямой вершин зуба исходной рейки). Принципиальное отличие этих
контуров в том, что исходный контур положен в основу стандартизации зубчатых
колес, а исходный производящий - в основу стандартизации зуборезного
инструмента. Оба эти контура необходимо отличать от производящего контура -
проекции режущих кромок инструмента на плоскость перпендикулярную оси заготовки.
Станочным зацеплением называется зацепление,
образованное заготовкой колеса и инструментом, при изготовлении зубчатого
колеса на зубообрабатывающем оборудовании по способу обката. Схема станочного
зацепления колеса и инструмента с производящим контуром, совпадающим с исходным
производящим контуром, изображена на рис. 12.4.
Рис.12.4 |
Линия станочного зацепления - геометрическое место точек
контакта эвольвентной части профиля инструмента
и эвольвентной части профиля зуба в неподвижной
системе координат.
Смещение исходного производящего контура x*m - кратчайшее расстояние между делительной окружностью
заготовки и делительной прямой исходного производящего контура.
Уравнительное смещение D y*m - условная расчетная величина, введенная в расчет
геометрии зацепления с целью обеспечения стандартного радиального зазора в
зацеплении (величина, выражающая в долях модуля уменьшение радиуса окружностей
вершин колес, необходимое для обеспечения стандартной величины радиального
зазора).
Окружность граничных точек rl - окружность проходящая через точки сопряжения эвольвентной части профиля зуба с переходной кривой.
Определим основные размеры эвольвентного зубчатого колеса, используя схему станочного
зацепления (рис. 12.4).
Так как станочно-начальная
прямая перекатывается в процессе огибания по
делительной окружности без скольжения, то дуга s-s
по делительной окружности колеса равна ширине впадины e-e
по станочно-начальной прямой инструмента.
Тогда, c учетом схемы на рис. 12.5, можно записать
Рис.12.5 |
В зависимости от расположения исходного
производящего контура относительно заготовки зубчатого колеса, зубчатые колеса
делятся на нулевые или без смещения, положительные или
с положительным смещением, отрицательные или с отрицательным смещением.
Рис.12.6 |
Если при нарезании зубчатого колеса
увеличивать смещение, то основная и делительная окружность не изменяют своего
размера, а окружности вершин и впадин увеличиваются. При этом участок
эвольвенты, который используется для профиля зуба, увеличивает свой радиус
кривизны и профильный угол. Толщина зуба по делительной окружности
увеличивается, а по окружности вершин уменьшается.
Рис.12.7 |
На рис. 12.7 изображены два эвольвентных зуба для которых
Для термобработанных
зубчатых колес с высокой поверхностной прочностью зуба заострение вершины зуба
является нежелательным. Термообработка зубьев (азотирование, цементация,
цианирование), обеспечивающая высокую поверхностную прочность и твердость
зубьев при сохранении вязкой серцевины,
осуществляется за счет насыщения поверхностных слоев углеродом. Вершины зубьев,
как выступающие элементы колеса, насыщаются углеродом больше. Поэтому после
закалки они становятся более твердыми и хрупкими. У заостренных зубьев
появляется склонность к скалыванию зубьев на вершинах. Поэтому рекомендуется
при изготовлении не допускать толщин зубьев меньших некоторых допустимых
значений. То есть заостренным считается зуб у
которого
При этом удобнее пользоваться относительными
величинами [sa /m ]. Обычно принимают
следующие допустимые значения
улучшение, нормализация [sa /m ] = 0.2;
цианирование, азотирование [sa /m ] = 0.25...0.3;
цементация [sa
/m ] = 0.35...0.4.
В процессе формирования эвольвентного
зуба по способу огибания, в зависимости от взаимного
расположения инструмента и заготовки возможно срезание эвольвентной
части профиля зуба той частью профиля инструмента, которая формирует переходную
кривую. Условие при котором это возможно определяется
из схемы станочного зацепления. Участок линии зацепления, соответствующий эвольвентному зацеплению определяется отрезком B1.
где точка Bl
определяется пересечением линии станочного зацепления и прямой граничных точек
инструмента. Если точка Bl располагается ниже (см.
рис.12.8) точки N , то возникает подрезание зуба. Условие при котором нет подрезания можно записать так
.
Из ∆P0N0
а из ∆P0BlF
Тогда
при x=0
Рис.12.8 |
откуда
где zmin
- минимальное число зубьев нулевого колеса нарезаемое без подрезания.
Избежать подрезания колеса можно
если увеличить смещение инструмент так, чтобы точка Bl
оказалась бы выше точки N или совпала с ней. Тогда смещение инструмента при котором не будет подрезания
В предельном случае, когда точка Bl совпадает с точкой N
где xmin
- минимальное смещение инструмента при котором нет
подрезания.
Параметры в зубчатых передачах удобно
разделять на параметры зубчатого колеса и параметры зубчатой передачи.
Параметры зубчатого колеса характеризуют данное зубчатое колесо и, как
составная часть, входят в параметры зубчатой передачи, образованной этим
колесом с другим парным ему колесом. К параметрам зубчатого колеса относятся:
число зубьев, модуль, параметры исходного контура инструмента, которым оно
обрабатывалось и коэффициент смещения. Как отмечено выше, на выбор этих
параметров накладываются ограничения по заострению и подрезанию зуба. Поэтому
можно ввести понятие области существования зубчатого колеса - диапазона
коэффициентов смещения при которых не будет подрезания
и заострения. На рис. 12.11 показан пример такой области существования.
Рис.12.11 |
Два зубчатых колеса с одинаковым модулем и с
числами зубьев соответствующими заданному передаточному отношению образуют
зубчатую передачу или простейший зубчатый механизм. В этом трехзвенном
механизме зубчатые колеса образуют между собой высшую пару, а со стойкой низшие
пары. Зубчатая передача, кроме параметров образующих ее
колес, имеет и собственные параметры: угол зацепления aw, межосевое расстояние aw,
воспринимаемое смещение y*m и
уравнительное смещение D y*m . Передаточное отношение механизма u12,
числа зубьев колес z1 и z2,
начальные окружности rw1 и rw2 (или
центроиды) и межосевое расстояние aw
связаны между собой следующими соотношениями (см. основную теорему зацепления и
раздел по кинематике зубчатой передачи):
Изобразим схему зацепления эвольвентной зубчатой передачи (рис.12.12).
Рис.12.12 |
Основные уравнения эвольвентного
зацепления.
1. Угол зацепления aw
Так как перекатывание начальных окружностей
друг по другу происходит без скольжения, то
Толщину зуба по начальной окружности можно
записать, используя формулу для толщины зуба по окружности произвольного
радиуса
а шаг по начальной окружности равен
Поставляя эти выражения в формулу для шага по
начальной окружности, получим
2. Межосевое расстояние aw
Из схемы эвольвентного
зацепления (рис.12.12) можно записать
после подстановки, получим
3. Воспринимаемое смещение y* m
Из схемы эвольвентного
зацепления (рис.12.12) можно записать
4. Уравнительное смещение D y* m
Из рис. 12.12
откуда
Подставим эти выражения
и, после преобразований, получим
- Что называется зубчатым колесом?
- Назовите основные достоинства и недостатки зубчатых передач?
- Каково взаимное расположение геометрических осей колес в цилиндрических, конических и гиперболоидных передачах?
- Как различаются зубчатые передачи по расположению зубьев относительно образующей тела заготовки колеса?
- Чем отличаются внешнее, внутреннее и реечное зацепления?
- Назовите различие рядовой и планетарной передач?
- В чем сущность основной теоремы зубчатого зацепления?
- Назовите элементы зубчатого колеса, какими линиями очерчивается профиль зуба?
- Назовите элементы зацепления пары колес.
- Что называется шагом колеса, модулем, головкой, ножкой зуба?
- Что такое полюс зацепления?
- Какой угол называется углом зацепления?
- Что такое линия зацепления, активная линия зацепления?
- Какая окружность колеса называется начальной окружностью?
- Какая окружность колеса называется основной?
- Какими свойствами обладает делительная окружность?
- Какие зубчатые колеса называются нулевыми, положительными и отрицательными?
- Что является центроидами относительного движения колес при постоянном передаточном отношении?
- Что такое удельное скольжение, почему возникает скольжение в контакте зубъев?
- Почему в полюсе зацепления удельное скольжение равно нулю?
- Происходит ли проскальзывание сопряженных профилей зубьев: в полюсе зацепления, в точках контакта, не совпадающих с полюсом?
- От чего зависит скорость относительного скольжения сопряженных профилей?
- На какой параметр работоспособности передачи влияет величина скорости скольжения?
- Что такое коэффициент удельного давления, где он применяется?
- Какие формы профиля зубьев отвечают основной теореме зубчатого зацепления?
- Дайте определение модуля зацепления.
- Что называется окружным шагом?
- Что такое передаточное число зубчатой передачи?
- Как определить передаточное отношение многоступенчатой зубчатой передачи?
- От чего зависит передаточное отношение рядовой передачи с последовательным соединением колес?
- Какая окружность зубчатого колеса называется делительной?
- Какая часть зуба называется головкой?
- Что такое коэффициент высоты головки зуба, чему он равен?
- Какая часть зуба называется ножкой?
- Могут ли два колеса, находящиеся в зацеплении иметь разный модуль?
- Какая окружность называется окружностью вершин?
- Какая окружность называется окружностью впадин?
- Чему равна высота головки зуба?
- Чему равна высота ножки зуба?
- Каково соотношение между высотой головки и и ножки зуба?
- В каком месте измеряется толщина зуба, ширина впадины колеса?
- Как рассчитать диаметр окружности вершин?
- Как рассчитать диаметр окружности впадин?
- Какая окружность называется эвольвентной?
- Какими свойствами обладает эвольвента окружности?
- Что такое эвольвентная функция?
- Назовите качественные характеристики эвольвентного зацепления?
- Какие профили зубъев колес называются сопряженными?
- Какими методами изготавливают эвольвентные зубъя, в чем заключается существо методов? Каковы основные достоинства и недостатки методов?
- Что такое реечный производящий исходный контур (инструментальная рейка)?
- Что такое коэффициент перекрытия? Каково его минимальное значение, необходимое для нормальной работы передачи?
- Для чего назначаются коэффициенты смещения при нарезании зубчатых колес?
- Какое число зубъев считается минимальным, от чего оно зависит?
- Чем определяется наименьшее число зубьев, обеспечивающее нормальную работу передачи?
- Что такое подрез зубчатого колеса?
- Как предотвратить подрез зубчатого колеса?
- Что такое коэффициент смещения исходного контура?
- Как изменится межосевое расстояние зубчатой передачи, если оба колеса имеют положительную коррекцию?
- Дайте определения окружного и углового шага эвольвентного зацепления.
- Запишите формулу для толщины зуба по окружности произвольного радиуса.
- Какие методы изготовления эвольвентных зубчатых колес Вы знаете ?
- В чем заключается сущность изготовления эвольвентных колес методом огибания ?
- Выведите основные размеры зубчатого колеса (ra, s,h), используя схему станочного зацепления.
- Запишите условие отсутствия подрезания в станочном зацеплении.
- Что такое x min ? Выведите формулу для определения x min.
- Запишите формулу для определения угла зацепления эвольвентной зубчатой передачи.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Теоретическая механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Детали машин Строительная механика